ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СБЫТА НАРКОТИКОВ
Друзья, статья написана не мной - но будет полезной для изучения.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума ВС РФ №14, Под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, следует понимать незаконную деятельность лица, направленную на их возмездную либо безвозмездную реализацию (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д.) другому лицу (далее - приобретателю). При этом сама передача лицом реализуемых средств, веществ, растений приобретателю может быть осуществлена любыми способами, в том числе непосредственно, путем сообщения о месте их хранения приобретателю, проведения закладки в обусловленном с ним месте, введения инъекции.
Об умысле на сбыт указанных средств, веществ, растений могут свидетельствовать при наличии к тому оснований их приобретение, изготовление, переработка, хранение, перевозка лицом, самим их не употребляющим, количество (объем), размещение в удобной для передачи расфасовке, наличие соответствующей договоренности с потребителями и т.п.
Вместе с тем, не может квалифицироваться как незаконный сбыт реализация наркотического средства или психотропного вещества путем введения одним лицом другому лицу инъекций, если указанное средство или вещество принадлежит самому потребителю и инъекция вводится по его просьбе либо совместно приобретено потребителем и лицом, производящим инъекцию, для совместного потребления, либо наркотическое средство или психотропное вещество вводится в соответствии с медицинскими показаниями.
В тех случаях, когда лицо в целях лечения животных использует незаконно приобретенное наркотическое средство или психотропное вещество (например, кетамин, кетамина гидрохлорид), в его действиях отсутствуют признаки преступления, влекущего уголовную ответственность за незаконный сбыт этих средств или веществ.
Ответственность лица за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, по части 1 статьи 228.1 УК РФ наступает независимо от их размера.
В соответствии с п. 15.1 Постановления Пленума ВС РФ №14, В случае, когда лицо передает приобретателю наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, по просьбе (поручению) другого лица, которому они принадлежат, его действия следует квалифицировать как соисполнительство в незаконном сбыте указанных средств, веществ, растений.
В соответствии с п. 13.1 Постановления Пленума ВС РФ №14, Учитывая, что диспозиция части 1 статьи 228.1 УК РФ не предусматривает в качестве обязательного признака объективной стороны данного преступления наступление последствий в виде незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, их незаконный сбыт следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств, веществ, растений независимо от их фактического получения приобретателем, в том числе когда данные действия осуществляются в ходе проверочной закупки или иного оперативно-розыскного мероприятия, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Изъятие в таких случаях сотрудниками правоохранительных органов из незаконного оборота указанных средств, веществ, растений не влияет на квалификацию преступления как оконченного.
В соответствии с п. 13.2 Постановления Пленума ВС РФ №14, Если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает эти средства, вещества, растения, тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства, вещества, растения приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств, веществ, растений.
Характерные особенности сбыта наркотических средств или что подлежит доказыванию следствием:
- Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом на распространение наркотических средств то есть сбытчик является собственником наркотического средства (действует в интересах собственника) и осознает общественную опасность своих действий, наказуемость деяния, целенаправленно выполняет действия по распространению наркотических средств.
- Инициатива сбыта исходит непосредственно от сбытчика. Сбытчик целенаправленно ищет пути реализации наркотических средств. Подыскивает покупателя, то есть сам предлагает приобрести у него наркотические средства, осуществляет другие действия направленные на сбыт наркотических средств, в том числе расфасовка, осуществление закладок, создание сайтов с целью реализации и так далее.
- Обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий "проверочная закупка", "оперативный эксперимент", "обследование зданий, сооружений, транспортных средств" в отношении конкретного лица (лиц). Данные оперативно-розыскные мероприятия могут проводится только при наличии проверяемой оперативной информации, которая оформлена в виде доказательств. Например, показания о том, что данный человек занимается сбытом наркотических средств или готовится к нему, либо о том, что у данного человека приобретались наркотические средства ранее, обобщение оперативной информации о причастности конкретного лица к сбыту наркотических средств (которое можно проверить в судебном заседании) и так далее.
Документы на основании которых проводятся ОРМ «Проверочная закупка», «Оперативный эксперимент» при проведении которых происходит контролируемая закупка наркотических или психотропных веществ:
1. Постановление о проведении ОРМ.
2. Рапорт оперуполномоченного, на основании которого выносится данное постановление.
3. Акт проведения ОРМ «Проверочная закупка», «Оперативный эксперимент» составляется по результатам проведения ОРМ.
4. Постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю.
5. Постановление о рассекречивании сведений составляющих государственную тайну (если проводилось негласное оперативно-розыскное мероприятие).
Документы, доказывающие, что объективная сторона преступления была выполнена именно сбытчиком, т.е. именно сбытчик передал наркотическое средство закупщику.
До проведения ОРМ:
1. Акт личного досмотра покупателя (закупщика).
2. Акт досмотра транспортного средства.
3. Расписки о согласии добровольно участвовать при проведении ОРМ закупщика и приглашенных (незаинтересованных) граждан.
4. Акт осмотра и выдачи денежных средств.
5. Копия денежных средств.
6. Акт осмотра и выдачи технических средств (если ведется аудио-видео фиксация).
После проведения ОРМ:
7. Акт добровольной выдачи.
8. Акт досмотра закупщика после проведения ОРМ.
9. Акт досмотра транспортного средства после проведения ОРМ.
8. Акт приема и осмотра технических средств.
10. Акты опросов закупщика, оперативных сотрудников, приглашенных граждан.
Только наличие всех перечисленных документов, кроме актов осмотра и вручения технических средств (могут не применяться) и акта досмотра транспортного средства могут достоверно свидетельствовать о факте передачи сбытчиком наркотических средств закупщику.
Вместе с тем, после легализации (передачи следователю) материалов ОРМ, их результаты должны позволять формировать доказательства в соответствии с требованиями УПК РФ.
Таким образом, на основании отсутствия каких-либо документов оперативно-розыскной деятельности в материалах уголовного дела, необходимо ставить под сомнение соответствующий этап проведения "Проверочной закупки" или "Оперативного эксперимента".Что в свою очередь ведет к признанию результатов ОРМ «Проверочная закупка» наркотических средств недопустимыми доказательствами по делу, так как они не могут достоверно свидетельствовать о доказанности факта передачи наркотических средств.
Обоснованность проведения ОРМ «Проверочная закупка» наркотических средств.
В соответствии с п.14 Постановления Пленуми ВС РФ №14, В тех случаях, когда в материалах уголовного дела имеются данные об осуществлении проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ или растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, судам следует иметь в виду, что необходимыми условиями законности ее проведения являются соблюдение оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", и требований части 7 статьи 8 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми проверочная закупка веществ, свободная реализация которых запрещена, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния.
Согласно ст.7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4)лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В Постановлении о проведении ОРМ «Проверочная закупка» наркотических средств прописываются основания проведения ОРМ. Согласно правовой позиции ВС РФ, а так же Европейского Суда по Правам Человека, любая предварительная информация, касающаяся существующего намерения совершить преступление, должна быть проверяема. (Постановление ЕСПЧ «Ваньян против РФ» параграф 49, «Худобин против РФ» параграф 134)
Так же, следует отметить, что наличие такой информации для проведения ОРМ «Проверочная закупка» и предоставления ее органам следствия и суду предусмотрено Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"
Согласно п. 20 указанной инструкции,Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
Другими словами, ссылка в постановлении о проведении оперативно-розыскного мероприятия, о наличии ничем не подтвержденной оперативной информации, не может являться достаточным основанием для проведения ОРМ «Проверочная закупка». Если данная информация не подтверждается материалами уголовного дела, или она получена после вынесения постановления о проведении ОРМ «Проверочная закупка» наркотических средств, то такое ОРМ признается проведенной при отсутствии предусмотренных ст.7 ФЗ «Об ОРД» законных оснований и исключительно по инициативе сотрудников правоохранительных органов и является незаконной.
В соответствии с п.7.1 "Обзора судебной практики о преступлениях, связанных с незаконным оборотомнаркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ" утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27 июня 2012 года, несоблюдение требований закона о порядке проведения и оформления оперативно-розыскных мероприятий, необоснованность проведения таких мероприятий, равно как и несоблюдение положений уголовно-процессуального закона о проведении следственных действий влекут признание полученных доказательств недопустимыми.
ПОКАЗАНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ
В силу того, что в правоохранительных органах стоит ежемесячный план раскрываемости преступлений, оперативные сотрудники и следователи всеми возможными методами пытаются улучшить свои рабочие показатели.
Надеяться на то, что оперативные сотрудники изменят свои показания, или расскажут, как все было в действительности – бессмысленно!
Исходя из этого, ваша задача выявить в их показаниях существенные противоречия. На стадии предварительного следствия ходатайствуйте о проведении очной ставки.
Помните, что оперативные сотрудники полиции – являются лицами заинтересованными в результатах дела в силу своего служебного положения, соответственно построение обвинения только на их показаниях является незаконным.
ПОКАЗАНИЯ НЕЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ГРАЖДАН
При проведении ОРМ «Проверочная закупка» наркотических средств, для удостоверения факта передачи сбытчиком наркотических средств, закупщику могут привлекаться так называемые незаинтересованные граждане. Данные лица, находясь в пределах видимости, наблюдают факт сделки (передачи наркотических и денежных средств).
В дальнейшем после проведения ОРМ, они опрашиваются об обстоятельствах проведения ОРМ, и составляются акты опросов данных лиц, в которых они расписываются на каждой странице. После заведения уголовного дела данные лица допрашиваются в качестве свидетелей.
Как правило, в качестве приглашенных граждан выступают одни и те же лица (фактически штатные понятые). Это либо наркозависимые которые были пойманы на других правонарушениях сотрудниками полиции, стажеры полиции, студенты юридических факультетов, либо лица близкие к сотрудникам полиции проводяшим оперативно-розыскные мероприятия.
Для того чтобы исключить показания данных лиц из материалов уголовного дела, необходимо доказать, что данные лица являются заинтересованными лицами, либо находятся в зависимости от сотрудников полиции.
Свидетельствами данного факта могут являться:
- показания данных лиц о зависимости или заинтересованности.
- официальные документы, что данные лица выступают в роли приглашенных граждан на постоянной основе с одними и теми же оперативными сотрудниками.
- на момент проведения ОРМ проходили фигурантами по уголовным делам.
- проходят стажировку в ФСКН и в ближайшее время будут туда трудоустроены.
- являются наркозависимыми и состоят на учете в наркологическом диспансере.
Ваша задача: выявить в их показаниях существенные противоречия. На стадии предварительного следствия ходатайствуйте о проведении очной ставки.