Еще о психологии тюрьмы.
КПЗ
В дополнение к затронутой в прошлый раз теме хочу добавить еще несколько важных для понимания среды, в которой оказываются люди в тюрьме, замечаний. В общем отправные точки психологии двух типов арестантов - блатных и мужиков - достаточно различны.
Мужик - это обычный человек, которому присущи "обычные" человеческие (более альтруистические, чем эгоистические) ценности и, как правило, обостренное чувство справедливости. Да, я не оговорился, не смотря на то, что они в данный момент зовутся преступниками и в большинстве своем совершили нечто, в глазах других несправедливое - украли, убили и т.п. Это тоже один из парадоксов мною обнаруженных. Многим, скорее даже большинству, свойственно обостренное чувство человеческих ценностей - справедливости, дружбы, семьи и многие преступления совершаются ими из глубинного непреодоленного чувства обиды, унижения этих ценностей, предательства их идеалов, часто под действием алкоголя, ослабляющего контроль над разумом. К этой теме мы еще будем возвращаться.
Братва - это люди, мыслящие антисоциально. Они живут по своим понятиям. Они - не другие, но исходят из других позиций. Это скорее более первобытная психология, психология племени, узкое понимание добра и зла - "если я украл (отобрал, вымутил ...) в соседнем племени овцу, то это хорошо, если у нашего племени – это плохо". Украсть считается нормальным, а работать - ненормальным. Отказ от любой социально полезной деятельности возведен в один из основополагающих понятийных принципов и является одной из основных особенностей по которой блатные разделяют людей на своих и чужих. Несмотря на это, чувство справедливости (в своих, специфических, формах) для них тоже характерно - не пользуются, например, уважением и вообще не считаются братвой те, кто отнимает заработанное у "трудяг", кто имеет дело с наркотиками. Да и вообще, эти люди и присоединились к братве тоже где-то по той же причине - не видя справедливости и разумности в жизни и обществе, они ушли в свой мир, где царят свои простые законы, где витает робингудовская романтика, где они противоставляют себя этому обществу, оттолкнувшему их (а большая часть из них как раз и воспитывалась в неполных, зачастую бедных, семьях, пьющими родителями или вообще без таковых).
Изложил я это для того, чтобы показать, что, разговаривая, споря, мотивируя, конфликтуя с блатным или считающим себя таковым, надо иметь в виду отличие мировоззрения таких людей и их мотивировки. Будучи, как правило, людьми достаточно ограниченными и зависимыми от мнения других, они не воспринимают доводов, не основанных на их понятиях. Кто украл - молодец, у кого украли - лох, а если еще и в ментовку заявил - "терпила" конченный, которого гнать надо беспощадно. Никакие доводы типа "а что мне делать было, их трое, а я один, у меня дети дома и т.п." вам не помогут. Разговаривать с ними приходится только на понятном им языке, используя их понятия. Мы еще не раз будем возвращаться к этим темам, так как они составляют немаловажный аспект выживания в тюрьме - среде, где доминируют или пытаются доминировать люди с блатной психологией.
Вообще, робингудовские мотивы в психологии братвы - это тоже отдельная тема. Стараясь соединить справедливость с антисоциальным поведением, они порой доходят до анекдотических ситуаций. Но, тем не менее, попробуйте посмеяться над этой их стрункой и вы очень быстро ощутите на себе чего "достоин" посмевший поглумиться над святым.
Я, конечно же, многое обобщаю, стараясь нарисовать более или менее характерную картину и вывести наиболее общие рекомендации. При этом неизбежно будут теряться индивидуальные черты каждого. Невозможно однозначно взять и разбить все на группы, отнести одних налево, других направо. Усредненный образ относится к посредственным людям. Их, "средних" людей, страх и зависимость от мнения толпы, стремление соответствовать созданному для себя образу и делает их опасными. Он скорее убьет, чем позволит, что бы о нет подумали как не о "нормальном пацане".
Поэтому общая рекомендация - не трогайте их, пока они вас не трогают. Общение с ними не принесет вам никакой пользы. Лидеры же, напротив, как правило, это люди более глубокого интеллекта и широкого мировоззрения, они разобрались со многими своими страхами, более подчинены холодному рассудку и ловко используют страхи, алчность и узколобость своих братьев. Общайтесь лучше с такими - это достойные противники, и даже проигрывая, у вас есть шанс многому научиться.
Эту тему можно было бы продолжить и дальше, но перейдем пока к обещанной конкретике - КПЗ.
Для тех, кто не знает - это Камера Предварительного Заключения, место, куда попадает любой, на судьбе которого написано пройти часть жизненного пути тюремными коридорами. Сюда закрывают "до выяснения...", "по подозрению...", "по обвинению..." и т.п. - в общем, до перевода в СИЗО (следственный изолятор, он же тюрьма) или до освобождения под подписку о невыезде, или, что бывает не так часто, додому, до хаты без открытия дела. Термин пребывания здесь обычно не превышает 3-х суток, хотя бывают и исключения - в разных странах по-разному, но в юридические нюансы мы углубляться не будем, так как это выходит за рамки нашей темы.
КПЗ
В дополнение к затронутой в прошлый раз теме хочу добавить еще несколько важных для понимания среды, в которой оказываются люди в тюрьме, замечаний. В общем отправные точки психологии двух типов арестантов - блатных и мужиков - достаточно различны.
Мужик - это обычный человек, которому присущи "обычные" человеческие (более альтруистические, чем эгоистические) ценности и, как правило, обостренное чувство справедливости. Да, я не оговорился, не смотря на то, что они в данный момент зовутся преступниками и в большинстве своем совершили нечто, в глазах других несправедливое - украли, убили и т.п. Это тоже один из парадоксов мною обнаруженных. Многим, скорее даже большинству, свойственно обостренное чувство человеческих ценностей - справедливости, дружбы, семьи и многие преступления совершаются ими из глубинного непреодоленного чувства обиды, унижения этих ценностей, предательства их идеалов, часто под действием алкоголя, ослабляющего контроль над разумом. К этой теме мы еще будем возвращаться.
Братва - это люди, мыслящие антисоциально. Они живут по своим понятиям. Они - не другие, но исходят из других позиций. Это скорее более первобытная психология, психология племени, узкое понимание добра и зла - "если я украл (отобрал, вымутил ...) в соседнем племени овцу, то это хорошо, если у нашего племени – это плохо". Украсть считается нормальным, а работать - ненормальным. Отказ от любой социально полезной деятельности возведен в один из основополагающих понятийных принципов и является одной из основных особенностей по которой блатные разделяют людей на своих и чужих. Несмотря на это, чувство справедливости (в своих, специфических, формах) для них тоже характерно - не пользуются, например, уважением и вообще не считаются братвой те, кто отнимает заработанное у "трудяг", кто имеет дело с наркотиками. Да и вообще, эти люди и присоединились к братве тоже где-то по той же причине - не видя справедливости и разумности в жизни и обществе, они ушли в свой мир, где царят свои простые законы, где витает робингудовская романтика, где они противоставляют себя этому обществу, оттолкнувшему их (а большая часть из них как раз и воспитывалась в неполных, зачастую бедных, семьях, пьющими родителями или вообще без таковых).
Изложил я это для того, чтобы показать, что, разговаривая, споря, мотивируя, конфликтуя с блатным или считающим себя таковым, надо иметь в виду отличие мировоззрения таких людей и их мотивировки. Будучи, как правило, людьми достаточно ограниченными и зависимыми от мнения других, они не воспринимают доводов, не основанных на их понятиях. Кто украл - молодец, у кого украли - лох, а если еще и в ментовку заявил - "терпила" конченный, которого гнать надо беспощадно. Никакие доводы типа "а что мне делать было, их трое, а я один, у меня дети дома и т.п." вам не помогут. Разговаривать с ними приходится только на понятном им языке, используя их понятия. Мы еще не раз будем возвращаться к этим темам, так как они составляют немаловажный аспект выживания в тюрьме - среде, где доминируют или пытаются доминировать люди с блатной психологией.
Вообще, робингудовские мотивы в психологии братвы - это тоже отдельная тема. Стараясь соединить справедливость с антисоциальным поведением, они порой доходят до анекдотических ситуаций. Но, тем не менее, попробуйте посмеяться над этой их стрункой и вы очень быстро ощутите на себе чего "достоин" посмевший поглумиться над святым.
Я, конечно же, многое обобщаю, стараясь нарисовать более или менее характерную картину и вывести наиболее общие рекомендации. При этом неизбежно будут теряться индивидуальные черты каждого. Невозможно однозначно взять и разбить все на группы, отнести одних налево, других направо. Усредненный образ относится к посредственным людям. Их, "средних" людей, страх и зависимость от мнения толпы, стремление соответствовать созданному для себя образу и делает их опасными. Он скорее убьет, чем позволит, что бы о нет подумали как не о "нормальном пацане".
Поэтому общая рекомендация - не трогайте их, пока они вас не трогают. Общение с ними не принесет вам никакой пользы. Лидеры же, напротив, как правило, это люди более глубокого интеллекта и широкого мировоззрения, они разобрались со многими своими страхами, более подчинены холодному рассудку и ловко используют страхи, алчность и узколобость своих братьев. Общайтесь лучше с такими - это достойные противники, и даже проигрывая, у вас есть шанс многому научиться.
Эту тему можно было бы продолжить и дальше, но перейдем пока к обещанной конкретике - КПЗ.
Для тех, кто не знает - это Камера Предварительного Заключения, место, куда попадает любой, на судьбе которого написано пройти часть жизненного пути тюремными коридорами. Сюда закрывают "до выяснения...", "по подозрению...", "по обвинению..." и т.п. - в общем, до перевода в СИЗО (следственный изолятор, он же тюрьма) или до освобождения под подписку о невыезде, или, что бывает не так часто, додому, до хаты без открытия дела. Термин пребывания здесь обычно не превышает 3-х суток, хотя бывают и исключения - в разных странах по-разному, но в юридические нюансы мы углубляться не будем, так как это выходит за рамки нашей темы.